Как сделать скворечник своими руками
Тема: «Сборка скворечника»
Цель: Изготовить скворечник.
Тип урока: Комбинированный.
Задачи:
— Формирование регулятивных УУД в процессе работы при изготовлении скворечника.
— Коррекция координации движений рук в процессе работы отвёрткой.
— Закреплять умение самостоятельно планировать свою работу.
— Развитие коммуникативных УУД в процессе совместной работы по изготовлению скворечника.
— Закрепление навыков работы отвёрткой, шурупповёртом, электродрелью.
— Прививать любовь к птицам.
Оборудование и инструменты: Технологическая карта, сверло, шуруповёрт, электродрель, отвёртка, молоток, клещи, напильник, рубанок, наждачная шкурка, шурупы, гвозди, клей ПВА, кисточка.
I. Организационная часть занятия:
— построение;
— рапорт бригадира;
— переодевание в спец. одежду.
II. Актуализация пройденного материала:
— Какое сегодня число? Какой месяц?
— Ребята, какое сейчас время года? (весна). Правильно — весна!!! А весной к нам на север прилетают птицы, и начинают делать себе гнёзда. Давайте поможем птицам сделать гнёзда — изготовим для них скворечники, и тогда они будут радовать нас своими весёлыми голосами!
III. Объяснение нового материала. Тема сегодняшнего занятия
«Сборка скворечника».
Вы, наверное, уже знаете, что конструкции скворечников бывают самые разные. Однако, у всех этих скворечников общее назначение – это «дом» для птичьей семьи. А у любого дома есть крыша, стены, пол, вход. При этом дом должен быть тёплым и крепким. Применительно к скворечнику это значит, что все детали скворечника должны быть плотно подогнаны между собой, без щелей, чтобы через них не задувал холодный ветер и не попадала внутрь вода. Кроме того, детали скворечника должны быть надёжно соединены между собой, чтобы он прослужил долго.
IV. Анализ образца и ориентировка в задании:
Посмотрите внимательно на образец скворечника, который вы будете изготавливать сегодня.
— Из каких деталей состоит скворечник? Сколько всего деталей?
— Наш скворечник состоит из семи деталей: четыре боковые стенки, дно, крыша, жёрдочка. Есть ещё одна деталь – брусок для крепления скворечника к дереву.
— Сравните боковые стенки корпуса скворечника между собой, чем они отличаются? На передней стенке скворечника имеется входное отверстие и отверстие для жёрдочки, также имеются отверстия для шурупов. Боковые стенки скворечника одинаковые и не имеют никаких отверстий. Задняя стенка скворечника имеет отверстия для шурупов.
Крыша изготовлена из цельной доски, верхняя часть имеет скруглённые кромки для лучшего стока осадков, в задней и передней частях крыши имеются отверстия под шурупы, для более надёжного крепления крыши с корпусом скворечника.
Жёрдочка изготовлена из круглой палочки, изготовленной из древесины твёрдых пород. Дно скворечника изготовлено из цельной доски прямоугольной формы и соединяется с корпусом скворечника с помощью гвоздей.
V. Планирование работы:
Все детали скворечника вы изготовили раньше на прошлых занятиях. Сегодня необходимо собрать скворечник из готовых деталей.
Итак, чтобы спланировать свою работу, воспользуемся технологической картой на изготовление скворечника:
1. Собрать корпус скворечника с помощью шурупов.
2. Соединить крышу с корпусом скворечника с помощью шурупов.
3. Соединить дно с корпусом скворечника.
4. Соединить жёрдочку с корпусом скворечника с помощью клея.
5. Соединить брусок с задней стенкой скворечника.
6. Зачистить скворечник с помощью наждачной шкурки.
В процессе сборки деталей скворечника один ученик помогает придерживать детали точно по размеру корпуса скворечника, а второй соединяет детали корпуса скворечника с помощью отвёртки и шурупов. В процессе работы ученики меняются заданием.
Для выполнения задания необходимо первую боковую стенку корпуса скворечника зажать в тиски, затем, соблюдая технику безопасности при работе с отвёрткой, соединить её с лицевой стенкой скворечника, а затем, вторую боковую стенку корпуса скворечника, аналогично, зажать в тиски и соединить с лицевой стенкой скворечника. Затем соединяют заднюю стенку корпуса скворечника с боковыми стенками, совмещая при этом, все детали корпуса скворечника точно по размеру.
VI. Инструктаж по Т.Б. при работе отвёрткой, шуруповёртом, электродрелью и практический показ:
— Сверление отверстий электродрелью и шуруповёртом;
— Соединение деталей скворечника с помощью шурупов.
Т.Б.! при работе отвёрткой:
— боковые стенки корпуса скворечника должны быть надёжно закреплены в тисках;
— не отвлекаться при работе с отвёрткой;
— держать отвёртку при работе необходимо двумя руками.
— при работе отвёрткой, запрещается направлять её в сторону каких – либо частей тела человека.
Т.Б.! при работе шуруповёртом:
— не отвлекаться при работе;
— шурупповёрт устанавливать точно по центру шлица шурупа;
— в начале работы шурупповёрта запрещается сильно давить на него и давать большие обороты;
— шуруповёрт при работе держать двумя руками.
Т.Б.! при работе молотком:
— в начале работы необходимо гвозди забивать лёгкими и точными ударами молотка;
— не отвлекаться при работе молотком;
— запрещается сильно бить молотком по гвоздю, держать при этом гвоздь рукой;
VII. Практическая работа учащихся:
— Сборка деталей скворечника с помощью шурупов с опорой на технологическую карту.
— Индивидуальная работа с отстающими учащимися — по ходу работы.
VIII. Заключительная часть занятия:
— анализ качества выполненных работ;
— сравнение изделия с образцом и чертежом;
— причины ошибок в работе и возможные способы их исправления;
— самооценка и взаимная оценка работ учащимися;
— опрос по теме «Техника безопасности при работе отвёрткой, шуруповёртом, электродрелью».
- 1. Уроки технологии с применением ИКТ 5-6 классы: методическое пособие с электронным приложением. — М.:Планета, 2011. — с. 13-26
- 2. Симоненко В.Д. Технология: учебник для 6 класса общеобразовательной школы (вариант для мальчиков) / П.С. Самородский, В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко; под ред. В.Д. Симоненко. — М.: Вентана-Графф, 2003. — с. 8-79
- 3. Борейко В.Е., Грищенко B.H. Спутник юного защитника природы, Новосибирск, 2001 год